Проблемы обучения детей большому теннису

Главная  

Проблемы обучения


«Из-за бесконечных вариаций на пути становления личности следует допустить, что особенности чувств каждой личности, подобно его или ее отпечаткам пальцев, могут никогда не совпадать. Поэтому вполне возможно, что не существует, и даже не будет существовать личность в точности подобная другой. Если бы уникальность была обязательным требованием развития общества, то каждая личность была бы уникальна».

Пол Маклин «Триединство сознания в эволюции» 1990г.

Введение

Все удары в теннисе подчиняются определенным законам физики и биомеханики. Стандартная методика строится на элементах, которые по науке должны быть общими для всех ударов, и в то же время учитывать индивидуальность стиля. Ученик может владеть одноручным или двуручным ударом слева, восточной или полузападной хваткой, петлеобразным или прямым отводом ракетки. Мозг человека устроен так, что он лучше усваивает информацию маленькими порциями, нежели в большом объеме сразу. Поэтому процесс обучения разбивается на простые, но наиболее важные блоки, что помогает ученикам биомеханически запоминать удары.

В освоении всех ударов в теннисе основную роль играет двигательная (моторная) память – это запоминание различных характеристик движения, их амплитуды, быстроты, темпа, ритма, последовательности. Успешность запоминания этих характеристик не одинакова для всех, что необходимо учитывать при формировании двигательных навыков. При плохой двигательной памяти или наличии мешающих факторов, обучающийся, повторяя движения, ориентируется каждый раз на их представление, которое им постоянно искажается, в результате чего они закрепляются неправильно.

Противоречия

Как невозможно добиться одновременно максимальной мощности и чувствительности теннисной ракетки, так же невозможно прийти к единой точке зрения на выполнение тех или иных приемов и методов обучения теннису.

В бывшем СССР Подавляющее большинство лучших советских атлетов имело основательную разностороннюю базовую физическую подготовку. Многие из них начинали заниматься спортом в 7—8 лет. Сейчас все по-другому. Отдельные теннисные школы и академии призывают заниматься теннисом детей в возрасте с 3-4 лет.
Хотя все мозговые уровни существуют у новорожденного уже в момент рождения, функционировать они начинают постепенно - с самого низкого уровня (медулла) и до самого высокого (развитый кортекс), которого обычный ребенок достигает к возрасту шести лет. В силу недоразвития корковых механизмов многие дети в раннем возрасте испытывают трудности при выполнении точных движений. Только между семью и десятью годами, в связи с окончательным анатомическим созреванием двигательных механизмов у них совершенствуется координация движений и более быстро вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы движений.

Раньше любой тренер мог прочитать ежегодно издаваемый научно-методический журнал «Теннис», в котором ведущие специалисты, ученые, врачи выступали с материалами о современной, на тот момент, методике обучения, принципах планирования тренировочных нагрузок и о многом другом. Сейчас все издаваемые сборники носят больше информационный, чем методический характер.

Благодаря интернету можно получить доступ к огромному количеству материалов, в основном, на английском языке. Но как в них разобраться, если они зачастую противоречат друг другу. Например, что лучше, закрытая или открытая стойка, «форхенд Ландсдорпа» или «стеклоочиститель Агасси», подача Пита Сампраса или Энди Родика. Существуют противоречивые мнения о роли запястья в форхенде, об экстремальных хватках ракетки в детском теннисе. Не сформулирован четко вопрос о технической составляющей обучения по программе “Tennis 10s”.

Как раньше, так и сейчас все ведущие специалисты мира признают неповторимое своеобразие каждого теннисиста и их индивидуальный стиль. Например, Борис Бресквар, воспитавший Бориса Беккера и Штефи Граф, говорил: «…я горжусь тем, что глядя на моих учеников никто не сможет сказать, к какой школе они принадлежат».
Но практика современного тенниса этого не подтверждает. Как в свое время вся америка пропагандировала «перспективную» подачу Энди Роддика, так сейчас весь мир поголовно увлекся экстремальной хваткой Надаля. Где лежит разница между индивидуальным стилем и «правильной» техникой, и существует ли она вообще?
Думаю, что давно настало время спортивной науке в этом разработаться и официально признать имеющиеся проблемы, в связи с чем, разработать гибкую методику начального обучения детей с учетом особенностей их развития, без насильственного копирования техники, пусть и выдающихся спортсменов, но не свойственной их восприятию.

Кроме этих и многих других спорных вопросов существуют другая объективная реальность, на которую, применительно к теннису, почему то никто не обращает внимание. Я имею в виду индивидуальный латеральный доминирующий профиль детей и его влияние на стратегию обучения.

Доминирующий профиль

Немного истории. Американец Роджер Сперри провел ряд успешных операций по рассечению мозга больного эпилепсией по линии мозолистого тела, чтобы предотвратить систематическое распространение эпилептических разрядов на весь мозг. Операция привела не только к облегчению страданий, но и к крупному открытию, удостоенному в 1980 году Нобелевской премии. Он установил, что каждое из полушарий является ведущим в реализации определенных психических функций и что левая сторона тела управляется правым полушарием, а правая - левым. Для справки отметим, что термин левое и правое полушарие некорректен. Правильно говорить логическое и гешафт (обрабатываю в целом) соответственно. Следует иметь в виду, что логическое полушарие (обычно расположено слева) может находиться и с правой стороны. В последующем психологи и педагоги разработали цельную систему для выявления и обобщения этих разнообразий. Доктором Полом Деннисоном и Гей Хардгров впервые был разработан метод определения и отображения индивидуальных стилей обучения (в последующем систематизированный Карлой Ханнофорд) в зависимости от комбинации ведущего полушария, ведущей руки, ноги, глаза и уха и насчитывает 32 типа или доминирующих профиля. Их различие зависит от того, какой глаз, какое ухо, какая рука или нога, какое полушарие мозга преобладает (наиболее часто используется и более значимо).

Принципы латеральной организации. Существует четыре основных типа индивидуального латерального профиля - перекрестный, смешанный, односторонний и гармоничный.
При перекрестном индивидуальном латеральном профиле каждое полушарие организует работу руки, ноги, уха, глаза на противоположной стороне тела. Существует два типа перекрестного профиля - с ведущим левым или правым полушарием.
Например, если ваша доминанта полушария на левой стороне, а ваша доминанта глаза – на правой стороне, то вы способны принимать визуальную информацию в любое время, даже в стрессовой ситуации и, таким образом, Вы будете рассматриваться как визуальный ученик. Именно во время получения новых знаний или стресса недоминирующее полушарие стремится радикально уменьшить свои функции, предоставив доминирующему полушарию заботится о базовых потребностях. Это состояние подавленного функционирования в одном полушарии называется односторонним состоянием. В противном случае, когда оба полушария функционируют оптимально и одновременно, называется интегрированным состоянием, и это ключ к высшему уровню логичного рассуждения и творчества.
Статистические исследования показывают, что детей с перекрестным профилем – 15-18%. Именно они показывают отличную успеваемость, лучшие вербальные и академические навыки. Их стрессоустойчивость - 100%. Уверен, если провести соответствующие исследования, то 100% проверенных профессионалов будут иметь именно индивидуальный перекрестный профиль.
При смешанном индивидуальном латеральном профиле ведущее полушарие организует работу одного или двух органов (ухо, глаз, рука,нога) на своей стороне тела, а другие ведущие органы на противоположной стороне тела. Сочетание может быть любым. По статистике детей со смешанным индивидуальным профилем 58-63%. Их стрессоустойчивость – 25-75%.
При одностороннем индивидуальном латеральном профиле ведущее полушарие организует работу ведущих органов на своей стороне тела. Это самый «невыгодный» индивидуальный латеральный профиль. При работе ведущего полушария в стрессовой ситуации происходит отключение (блокирование) ведомого полушария и нарушение межполушарного взаимодействия, что значительным образом снижает синхронную работу мозга. Такие дети не имеют стрессоустойчивости и наиболее подвержены возникновению неврозов. По статистике таких детей 22-24%.
Гармоничный индивидуальный латеральный профиль встречается редко и возможен при хорошо развитом мозолистом теле, обеспечивающем интеграцию и координацию работы мозга.

А теперь самое главное. Что такое стресс для начинающего ученика применительно к теннису и как он влияет на процесс обучения? Это все новые движения, которые первоначально вызывают затруднения, даже набивание мяча ракеткой в пол, при этом определенная часть детей одинаково напряженно сжимает мизинец и безымянный палец левой (не бьющей) руки, растопыривая остальные. Главная проблема заключается в том, что во время стресса только доминирующие чувства, рука и нога противоположного полушария будут в состоянии принимать участие в обработке информации. Кроме того, они будут ограничены в доступе к тем чувствам и функциям физического движения, которые доминируют на той же стороне тела, что и доминирующее полушарие мозга. Как это действует на практике. Рассмотрим перекрестный и смешанный латеральный профиль упрощенно.

Вариант 1. Ведущее левое полушарие и правые рука, глаз, ухо и нога (перекрестный латеральный профиль). Это самый выигрышный профиль со 100% стрессоустойчивостью. Здесь хочется отметить одна важное наблюдение. При ударах справа дети (точнее их мозг) с правым ведущим глазом выбирают открытую стойку, а при ударах слева – закрытую. Это связано с механизмом аккомодации глаз, когда ведущий глаз первый ловит изображение предмета, а другой подстраивается к нему, тем самым создавая непрерывную фокусировку зрения. Это простой ответ на многолетние исследования профессора Кнудсена, искавшего преимещества одной стойкой перед другой, но не обратившего внимание на причину их выбора. Но это справедливо только в одном случае – если выбор делают сами дети.
Вариант 2. Ведущее левое полушарие, правая рука и комбинация различных сочетаний левого глаза, уха и ноги (перекрестный латеральный профиль). Самое негативное соотношение для правши – это ведущий левый глаз. Соответственно для левши – правый. В этом случае наблюдается нарушение зрительно-моторной координации в процессе обучения. Дети упорно не видят мяч при ударах в движении (для них это стресс), хотя в стационарном положении этой проблемы нет.
Определить это просто. Вы смотрите на любой удаленный объект через указательный палец вытянутой руки. Если, закрыв левый глаз, объект остается на месте – ваш ведущий глаз правый, если сдвинулся влево – то левый. Закрывая правый глаз, все произойдет симметрично наоборот. Смысл здесь простой. Ведущий глаз смотрит на объект прямо перпендикулярно, в то время как другой - под углом к нему.
Ведущее ухо в подобной ситуации негативно влияет, когда им приходится выполнять действия по словесным командам. Например, говоря, возьмите ракетку хваткой для удара слева, они могут переложить ракетку в левую руку. Нужно отметить, аналогично могут поступить и дети с нормальным расположением ведущего уха, если они находятся напротив вас. У них может сработать другой механизм – недоразвитость головного мозга, ведущего к слабой способности перекодировать изображения, расположенные симметрично напротив них. Поэтому при показе движений с ракеткой для лучшего запоминания необходимо становиться спиной к ученикам.
Ведущая нога на стороне ведущего полушария ограничивает правильную работу ног. Но это не так критично и нивелируется со временем. Например, наиболее часто при ударах справа и слева дети вперед выставляют одну и ту же свою ведущую ногу, но при постоянном напоминании поступают правильно.
Специалисты, работая с детьми более старшего возраста, прошедшими естественный отбор, с подобными случаями могут и не встретиться. Но в любом случае, в процессе обучения для лучшего восприятия и запоминания движений необходимо как можно больше избегать стрессовых ситуаций, независимо от их индивидуального латерального доминирующего профиля, создавая условия для гармоничной работы обеих полушарий мозга. На практике в ходе обучения перед каждым упражнением необходимо ставить конкретную задачу, которую им предстоит выполнять, избегая тем самым, непредсказуемых действий и, соответственно, стрессовой ситуации. Частично эту проблему решают тренажеры, вовлекая в процесс обучения мышечную и моторную память.

Скрытая леворукость. Мы не упомянули, примерно, одну десятую часть детей, на долю которых приходится половина из 32 вариантов индивидуального латерального профиля. Это левши. Не будем останавливаться на их особенности восприятия мира, а она кардинально отличается от правшей, так как у них ведущее полушарие – это гешафт. Здесь хочу отметить одну их разновидность – скрытую леворукость, это когда левши по рождению делают все правой рукой. Как правило, им трудно дается начальное обучение. Для сравнения, одна треть детей, страдающих заиканием – это переученные левши. Как их вычислить сразу? Простой вариант - это создать непринужденную обстановку, например эстафету на скорость с хватанием и переносом мячей, где бессознательно их мозг заставит работать ведущую руку. Обычно, беседуя с их родителями, выясняется, что подобные проблемы им достались по наследству.
Еще один пример. В прошлом году в клуб пришел молодой человек, который занимался у меня 10 лет назад. Я предложил ему вспомнить детство и постучать мячом в стенку. К моему удивлению он взял ракетку в левую руку, хотя раньше играл правой. На мой недоуменный вопрос он ответил: я же художник. Своим намеком на конкретную профессию он тонко заметил, что его доминирующее полушарие - гешафт, которое присуще людям творческих профессий. Вы можете задать простой вопрос, а что бы случилось, если бы он продолжал заниматься теннисом? Практика показывает, что он бы достиг,возможно, определенного уровня, играя правой рукой, но все равно кисть брал бы в левую.
Данный пример красноречиво подтверждает, что природа всегда возьмет свое. В нормальных условиях профиль индивидуальной латерализации должен сформироваться к 7 - 8- летнему возрасту и не изменяется с возрастом, поэтому довольно часто попытки обучения детей в более раннем возрасте обречены на неудачу.
Амбидекстрия.На одном уровне со скрытыми левшами по их проблемам находятся амбидекстры, у которых слабо выражена или вообще отсутствует ассиметрия полушарий. Это им в царское время командовали «сено - солома», привязывая к одной ноге сено, а к другой - солому. В подобном случае детям трудно выбрать, какой рукой брать ракетку. Альтернативный вариант для них – перекладывать ракетку с одной руки в другую или играть с обеих сторон двумя руками. На ум сразу приходит известный французский теннисист Патрис Санторо.

Концентрация внимания

С давних времен существует выражение «смотри на мяч» и «держи голову прямо». Попытаемся это обосновать с физиологической точки зрения.

Согласно т.н. моторной теорию внимания, предложенной Т. Рибо, основную роль в процессах внимания играют движения. Благодаря их избирательной и целенаправленной  активизации психическая деятельность концентрируется в нужном направлении и одновременно отвлекается от всего остального, что достигается вследствие закона взаимной индукции нервных процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. Очаг возбуждения в коре больших полушарий, появившийся при воздействии внешнего сигнала, вызывает торможение в других участках коры. Так создаются наилучшие условия для восприятия того, на что направлено внимание. Поэтому внимание не должно быть непроизвольным, внезапным, то есть на мяч нужно смотреть с момента его схода с ракетки соперника. Аналогично происходит при резком повороте головы, где основную роль играет еще и  вестибулярный аппарат, который находится в ушах человека. Например, при выполнении ударов над головой при резком поднятии головы вверх, некоторые дети теряли координацию и даже падали.  В беседе с их родителями было установлено, что в детстве все они переболели воспалением среднего уха. Подобная ситуация бывает и у профи, например, когда при игре с лета, мяч неожиданно задевает сетку.  Исследования в других видах деятельности показывают, что вестибулярный аппарат человека на любом этапе его развития легко поддается адаптации к поставленным задачам (фигуристы, прыгуны в воду, летчики и т.п.), в том числе и применительно к теннису.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Почти в каждой теннисной секции можно встретить гиперактивного ребенка, про которого говорят, что у него шило в одном месте. Во время занятий этим детям тяжело концентрировать внимание, они быстро отвлекаются, не умеют работать в группе, требуя к себе индивидуального внимания. Очень часто это не проблема воспитания, а "синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), в происхождении которого играют роль генетические механизмы и психосоциальные факторы. У детей с СДВГ лобные доли коры головного мозга, отвечающие за контроль поведения, формируются позднее, чем у их сверстников, поэтому они, имея нормальный и даже высокий уровень развития интеллекта, не обладают способностью к самоконтролю (Садовникова И. Н., 1997). Среди детей с СДВГ условно выделяют группы со сниженными только слуховыми, визуальными или обоими навыками.
Как правило, находясь в комфортных для него условиях, за период обучения в начальной школе (3—4 года) при соответствующем режиме обучения ( без переутомления) работа мозга полностью нормализуется (Ясюкова Л. А., 1997). Специалисты считают, что нельзя насильно успокаивать двигательную активность, поскольку она является естественной потребностью ребенка.

Вывод: Любые стили обучения, по существу, не хороши и не плохи. Они просто направлены на определенные типы восприятия.


Вернуться на Главную страницу.