Борисовский теннисный клуб

Главная  

Методика обучения с использованием теннисного тренажерного комплекса «Junior»


От автора

Писать о том, как правильно учить играть детей в теннис неблагодарное занятие. Все равно найдутся оппоненты. С одной стороны это и правильно. Сколько детей, столько и методов. Поэтому в данной статье показано использование тренажеров «Junior» в одном отдельно взятом клубе. В настоящее время существует много средств обучения. В свое время мною сделан их обзор и при желании Вы можете ознакомиться с ним в декабрьском номере журнале "Junior Tennis" или на сайте http://tennis.bl.ee/news3.html. Грамотный тренер определит сам, что и когда использовать. Отмечу одну особенность данных тренажеров – они не предназначены для тренировок или набивания руки в отсутствие корта, а исключительно для постановки правильной техники в процессе обучения. Периодичность их использования индивидуальна.



форхенд   1.Чему важнее сразу научить ребенка – бить кручеными ударами и получить некоторое преимущество перед остальными детьми, или освоить плоский форхенд? Решать Вам. Я придерживаюсь мнения Роберта Лансдорпа (Robert Lansdorp): «Ребенку в конечном счете может быть безразлично как держать ракетку, но только тогда, когда ему привит фундаментальный навык бить по мячу. Как только у них появится чувство удара по мячу, можно сменить хватку на полузападную и добавить немного больше верхнего вращения без ущерба для качества удара. Ребенок уже знает, как ударить по мячу». Тренажер «Форхенд» представляет из себя некий аналог кинематометра Жуковского, позволяющего многократно повторять движения с идеальной амплитудой, свойственной завершению при выполнении классического драйва при котором ракетка движется по линии полета мяча и большой палец указывает это направление. Вообще завершение показывает, действительно ли ученик выполнил качественный удар по мячу, или нет. В данной ситуации на фото 6-летняя Настя резким движением с ускорением выбросила мяч, который центробежной силой прижимается к ракетке, вперед. Мы оба, тренер и ученик, видим, что движение выполнено правильно. Ей потребовалось всего три месяца, что бы все удары открытой стороной ракетки на корте завершать подобным образом. Являясь сторонником системы обучения «Tennis 10S», хочу Вас спросить, в чем здесь противоречие, если ребенок сразу будет бить правильно?



Топспин   2.Когда обучать крученым ударам? Когда хотите. Лишь бы ребенок был к этому готов. Тренажер «Топспин» устроен так, что выполняя удары по мячу (на фото) поршень будет двигаться вперед, только если вектор скорости движения и вектор вращения мяча совпадут (аналогичного результата можно достичь, используя "Указку" и "Настенный топспин"). Чем сильнее вращение, тем меньше движение поршня. Если ребенок будет выполнять удар под небольшим углом к направлению движения, поршень перемещаться не будет. В этом заключается смысл выражения «обратная связь», это когда и тренер, и ученик видят, что все выполнено правильно или что-то здесь не так. Основа правильного удара - это закрытая хватка, положение запястья и тактильные ощущения. То есть в работу включается мышечная и моторная память. Кстати, в этом заложен принцип работы всего комплекса.



Континентальная хватка   3. В системе обучения «Tennis 10S» еще более худшая ситуация складывается при обучении подаче или ударам над головой, где все без исключения дети выполняют этот элемент хваткой для удара справа или, говоря другими словами, как это им удобно. Основная проблема здесь в сложности выполнения плоского удара над головой континентальной хваткой. Приучить ребенка к континентальной хватке можно простыми подводящими упражнениями - набивание мяча вверх закрытой стороной ракетки или торцом ракетки в землю. Но самое веселое из них - это собирание мячей, разбросанных на площадке, под сетку стоя к ней спиной (на фото), что детям больше всего нравится.
Многолетний опыт показывает, что научить 6-летнего ребенка правильно выносить ракетку на мяч после подброса мяча очень трудно, а иногда невозможно. Поэтому проще это сделать при помощи подвесного универсального тренажера (на фото), где мяч устанавливается в идеальной точке контакта, а ракетка выносится на мяч из-за головы с одновременным разворотом (пронации) предплечия влево. Следующий этап заключается в выполнении ударов над головой с подбросом мяча на корте из зоны подачи. Откорректировать правильный подброс легко с помощью тренажера "Кольцо". А вот полностью ощутить все движение в динамике поможет "Имитатор теннисной ракетки". Как это работает можно посмотреть здесь.



Универсал   4. Из базовых ударов хочу отметить резаный удар закрытой стороной ракетки и крученую подачу. Сложность обучения заключается в том, что когда стоит вопрос о необходимости обучения этим типам ударов, у детей уже хорошо закреплены в памяти движения с противоположным направлением. В медленном темпе они правильно имитируют эти удары, но реально при виде летящего мяча все происходит с точностью наоборот. Тренажер «Универсал» (так же можно использовать "Указку" и "Настенный топспин") позволяет за 3 – 5 занятий «забить» в память все эти движения. Резаная подача обычно легко осваивается после освоения плоской, а крученая - практически самый сложный элемент техники - осваивается немного позже.
Один не рассмотренный, но очень важный аспект, который влияет на процесс обучения резаным и крученым ударам, это подвижность запястья, которая очень важна, как последнее звено в многозвенной системе удара. Как только ребенок сам сможет сделать выбор между резаным и крученым ударом, ему уже никакие тренажеры не нужны.
Все остальные, не рассмотренные здесь виды ударов, выполняются при аналогичном подходе.



Заключение.

Все тренажеры в процессе обучения необходимо использовать комбинированно с выполнением подводящих упражнений и ударам на корте индивидуально. Если ребенок длительное время не может повторить удар, что бывает довольно часто, то проблему необходимо искать в его мозгах, я имею ввиду его доминирующий профиль. А это отдельная тема рассмотрения. Здесь уместно повториться: «Любые стили обучения, по существу, не хороши и не плохи. Они просто направлены на определенные типы восприятия» (Карла Ханнафорд. Доминирующий фактор).

Вернуться на Главную страницу